Дизайнер и иллюстратор из Санкт-Петербурга София Коловская: «Если тебе скучно, значит ты скучный»

Родилась и выросла в Петербурге, окончила СПбГУ (графический дизайн), а в 2014 году запустила паблик 1day1sketch и до сих пор рисует каждый день, публикуя в нем скетч или иллюстрацию. София издала путеводитель «Петербургский алфавит» и комикс «Маленькая гора», работала с Подписными Изданиями и издательством МИФ. Вдохновляет людей рисовать и периодически работает преподавателем, например, недавно провела свой курс во Флоренции. В данный момент я живет в Хельсинки, и проходит обучение в Aalto University на специальности Visual Communication Design и работает, как фрилансер.


Где ты училась дизайну и иллюстрации? Почему именно там? Какие экзамены нужно сдавать при поступлении?

Закончила СПбГУ, графический дизайн: бакалавриат и магистратуру. При выборе университета я ориентировалась на то, где в Петербурге есть лучшая программа по графическому дизайну плюс мне было важно, чтобы университет котировался заграницей. Вступительные экзамены: рисунок, живопись и композиция. В данный момент я заканчиваю вторую магистратуру в университете Aalto в Хельсинки. В Aalto поступила после того, как побывала там по обмену.

Как проходило обучение? Что было самым сложным, а что нравилось больше всего?

Обучение в СПбГУ это в первую очередь о дисциплине и большом количестве информации. Я неоднократно слышала от своих друзей, которые учились в других университетах, что можно оставить долг на следующую сессию, пересдать что-то в следующем семестре и так далее. Если вы поступили в СПбГУ, можете забыть об этом. Не сдали 3 зачёта (насколько я помню, это максимальное число зачётов для пересдачи) — вас не допустят к сдаче экзаменов — можете попрощаться с образованием в этом ВУЗе. Напряжение всегда было достаточно большим, бессонные ночи перед сессией — норма. Но то, что работать приходилось очень много, помогло мне развиться в рисовании, в чувстве цвета, композиции, в понимании вёрстки, типографики и, что кажется мне очень важным, нам преподавали самые разные вещи от истории искусства до семиотики. Эти знания обогащают и открывают разум.

Что будет дипломной работой?

Сейчас я работаю над своим вторым магистерским дипломом. В данный момент я как никогда обожаю комиксы и всех вокруг с неутомимым рвением посвящаю в комикс-религию. Вот и дипломную работу хочу связать с этой страстью, поэтому мой дипломный проект в этот раз намного менее практичный. Он не ведёт к музеям, изданным книгам или большим издательствам, зато, как мне кажется, ведёт прямо в моё сердце и прокачает меня ещё больше в искусстве создания комиксов.

Я буду настаивать, что комикс — это искусство.

Моя теория, hypothesis, состоит в том, что комиксы, обладают необычными качествами, как медиа. Они имеют самые разные области применения: от возможности использовать их для адаптации текстов до документации и абстрактного искусства. Сейчас я как раз пишу про эти качества, делающие комиксы такими особенными. Про то, как текст работает как изображение, как мы создаём историю у себя в голове и развенчиваю миф, что комикс появился только в 20 веке. Рассуждаю на тему: чтение комикса и обычное чтение — это одно и тоже или нет? А ещё (куда же я без науки), ищу разные научные статьи на тему чтения и восприятия комиксов. Например нашла исследование на тему движения глаз во время чтения комиксов, проведённое департаментом когнитивных наук Университета Калифорнии в Сан-Диего, США. В практической части диплома я делаю свои комиксы для каждой из выведенных категорий, например прямо сейчас я документирую свою жизнь каждый день в комикс-формате, экспериментируя с одной и той же сеткой здесь

Для чего получать образование? Есть же уроки на YouTube и менторство.

Не один YouTube канал не заменит полноценное обучение в университете или на курсах. Есть уникумы, которые могут научиться всему сами, но большинству людей нужен если не наставник, подталкивающий их вперед, то по крайней мере кто-то подсказывающий что именно можно изучить, какие есть направления, что вообще существует, на что можно обратить внимание.
Чтобы чему-то действительно научиться, нужно уделять много времени и теории, и практике. И если в эффективность лекций на YouTube я вполне верю, то практические занятия должны проходить под чутким наблюдением преподавателя. Именно по этой причине я никогда не записываю онлайн-курсы, но с удовольствием веду их в живую.

Просто овладеть программами не достаточно. Можно отлично разбираться, как работает иллюстратор, но при этом быть плохим дизайнером. Чтобы стать крутым в своей области, нужно научиться видеть и анализировать, а научить этому может только преподаватель, так же как открыть новые горизонты.

К тому же, я считаю (прекрасно осознаю, что многие могут со мной не согласиться), что для работы в области искусства и дизайна, необходимо разбираться в истории искусства и дизайна. Знать, что было сделано до вас и желательно не путать Мане и Моне, а кубистов с супрематистами. В университете, вам просто придётся потратить время, чтобы прослушать лекции на эти темы и разобраться, в то время как самому сложно выделить достаточное количество часов и заставить себя погрузиться в тему.

Расскажи о проекте One day, one sketch. Как шли дела и какие были сделаны выводы после? Хороший ли это канал привлечения заказов?

Летом 2014 года между бакалавриатом и магистратурой я решила “отдохнуть от дизайна” и взяла небольшой курс по иллюстрации в одной частной школе. Во время курса пришла к выводу, что иллюстрацией мне заниматься очень нравится, но опыта у меня недостаточно и что было бы здорово рисовать каждый день, чтобы “прокачаться”. Так начался проект 1 day 1 sketch. То, что начиналось как челлендж для персонального роста и парочки друзей, которые могли за этим наблюдать (и мотивировать меня не бросать начатое) выросло в большое сообщество и принесло мне первые заказы. Постепенно, иллюстрация стала моим основным занятием и теперь я зарабатываю этим на жизнь. Благодаря паблику меня нашли ребята из Лофт проекта “Этажи”, с которыми мы сделали выставку “Петербургский алфавит”, из которой в свою очередь вырос путеводитель “Петербургский алфавит”. Его можно купить почти в каждом книжном Петербурга.

В данный момент мне сложно сказать, откуда приходят заказы, чаще всего работает сарафанное радио, мне пишут по чьей то рекомендации, но я всё ещё веду паблик, так как для меня это в первую очередь лучший способ развиваться в иллюстрации, не терять хватку. Когда рисуешь каждый день в течении пяти лет прогресс колоссальный, а идеи для рисунков у меня всё ещё не иссякли.

С кем удалось поработать? Какие были задачи?

Как иллюстратор я работаю уже не первый год, за это время я успела сделать много проектов. С Подписными Изданиями мы сделали классные блокноты, открытки и магниты (все на тему Петербурга), с Манн, Иванов и Фербер выпустили книгу “Алиса в стане наук”. Книга о том, как трое учёных: биолог, математик и физик, объясняют цитаты из Алисы с точки зрения науки, а я это всё проиллюстрировала. Год назад я сделала очень личный комикс “Маленькая гора”, который недавно наконец удалось издать на русском языке (издательство JellyFish Jam), чему я безмерно рада. Помимо этого я делала и много проектов, которые можно долго описывать, я работала с музыкантами, киношниками, маленькими компаниями и даже с одним петербургским театром.

Как вы работаете с Хельсинки? Какой был первый заказ оттуда? Часто ли вы там бываете? Что больше всего впечатляет в этом городе? Где вы там останавливаетесь? Как проводите время? Где рисуете? В каких кафе бываете?

Я люблю учиться и 6 лет в СПбГУ мне видимо не хватило, так что я уехала в Хельсинки, что позволило мне совместить тягу к учёбе и желание пару лет пожить заграницей. Я и сейчас живу тут.  Что касается заказов, чаще всего я работаю для университета, например я сделала 44 метровую роспись в одном из  зданий

Хельсинки это город чистых линий, безупречного дизайна и лучших булочек с корицей. Когда говорят, что финны очень близки с природой это не преувеличение: kulttuurisauna, находящаяся в двух шагах от шумной пересадочной точки Hakaniemi, спокойно смотрит на залив, а время там отсчитывается горящей палочкой, музей Kiasma словно вырублен из снега и льда и даже есть церковь прямо в скале Temppeliaukion kirkko.

Почти каждый день я работаю в кофейне. Как правило, сижу в уютном уголке Ihana Kahvila на Aleksantarinkaru или дохожу до Johan & Nyström, чтобы полюбоваться на лодочки, пришвартованные у Kanavaranta. Если засиживаюсь до поздна, то чаще в Cafe Java, которое находится прямо в Lasipalatsi (финский шедевр архитектуры модернизма). По вечерам я гуляю до дома по пешеходной дороге Baana, которая похожа на высохший ручей.

Как развиваешься?

Я много читаю, интересуюсь наукой, путешествую, обожаю учиться новым вещам, не связанным напрямую с моей деятельностью, например у меня есть сертификат массажиста и я пробовала делать керамические изделия, список того, что я хочу попробовать и где хочу побывать постоянно пополняется.

Какими проектами ты занимаешься сейчас? Расскажи о них.

В данный момент мой основной фокус это мой диплом, я разрабатываю комиксы для каждой из выделенных мной категорий. Дальше буду делать другие комиксы, например, интервью в комикс-форме, репортаж и адаптировать своё же стихотворение в комикс. Помимо этого есть несколько заказов, например, помогаю фонду Твоя Территория сделать буклет про интернет-безопасность, делаю новые открытки для Подписных изданий и скоро буду вместе с моим одногруппником Тео делать роспись для института Финляндии в порту Севкабель. Но я стараюсь сейчас не брать много работы, потому что у меня есть всякие задумки, на которые пока нет времени. Вот разберусь с дипломом и примусь за отложенные проекты.

Расскажи подробнее про путеводитель по Питеру. Как шёл этот проект?

Путеводитель “Петербургский алфавит” вырос из выставки, которую мы в 2015 году открыли с Лофт проектом Этажи. Я всегда хотела сделать путеводитель, но идеи сделать его в формате алфавита изначально у меня вообще не было. После выставки мне написали из издательства «Питер», предложили превратить выставку в путеводитель по городу, это был первый мой книжный опыт. Всё в нём: от текстов до вёрстки сделано мной. Я делюсь с читателями (в алфавитном порядке) достопримечательностями и любимыми кафе и барами, рассказываю о знаменитых петербуржцах и открываю интересные факты о городе. Путеводитель оказался очень популярным, много раз оказывался в бестселлерах, а Подписные Издания, с которыми я очень дружу, сказали, что летом 2017 мой путеводитель был продан больше раз, чем какая-либо другая книга в их магазине.

View this post on Instagram

А пока я тут тружусь без выходных и бегаю по городу, вышел уже второй тираж моего путеводителя "Петербургский алфавит"! 🎉Я внесла несколько изменений в тексты и поменяла несколько кафе, но в целом он остался такой же уютный и познавательный! ☺️И сегодня я буду презентовать его в Буквоеде (подробности в следующем посте)📕And while I'm working here without days off and running around the city, the second edition of my guide "Petersburg alphabet" has already appeared! 🎉I made several changes in the texts and put a few new places, but in general it is just as cozy and cognitive as it was before! ☺️📕

A post shared by Sofia Kolovskaya (@sofia.kolovskaya) on

Несмотря на это, миллионов я не заработала, автор получает очень небольшой процент с продажи и себестоимость этой книги небольшая, но я рада, что этот проект состоялся. Сейчас у меня есть новые задумки для других книжек, может быть сделаю новый, ещё более интересный путеводитель.

К чему есть стремление?

Сейчас больше всего к любви к себе. Каждый год в начале нового ежедневника я пишу список целей на год, раньше писала только рабочие цели, например, полностью обновить сайт или завести телеграмм канал, а в этом году на первом месте оказалось — научиться любить себя. Значит, это та большая цель, к которой я пытаюсь идти. И это намного сложнее, чем сделать новую книгу или рисовать каждый день на протяжении пяти лет.

Из более приземлённых вещей: хочу больше работать как преподаватель, сделать свой диплом и понять где я буду дальше жить и что делать.

Можешь дать какие-то советы начинающим иллюстраторам?
Что почитать, посмотреть, у кого поучиться?

Начните просто МНОГО читать. Чтобы видеть, создавать и придумывать, вам нужно развивать свои мозги и свой кругозор, поэтому может оказаться, что, например, Стивен Хокинг поможет вам больше, чем “5 советов для начинающего иллюстратора”.
Второй очень банальный на первый взгляд совет: рисуйте каждый день, хотя бы пол часа. Я не знаю лучшего способа развить себя как иллюстратора, чем каждодневное рисование. Иллюстрация это в первую очередь практика и результат прямо пропорционален вложенному времени и усилиям. Так что каждый день, по чуть-чуть и вы сами не заметите, как сможете рисовать вещи, которые раньше казались вам недостижимыми.

Какими фразами мотивируешь себя?

Мой девиз по жизни: если тебе скучно, значит ты скучный. Мне очень сложно понять людей, которые говорят, что страдают от скуки, как это вообще возможно в эру интернета и лоукостеров? Мне бы наоборот найти время, чтобы успеть всё, что я хочу.

Когда попадаю в какую-то стрессовую ситуацию и начинаю нервничать, спрашиваю себя “что самое плохое может случится?”, как правило, это помогает успокоиться и понять, что ничего не поправимого не произойдёт. А в каждую квартиру, куда я переезжаю (в любой стране мира), я вешаю на стену 3 вещи: фотографию из фотобудки с моей лучшей подругой, фото моей мамы, когда ей было столько же, сколько мне сейчас и цитату Лоуренса Краса, про которую я рассказывала в моей книге “Маленькая Гора”. Не знаю, мотивация это или нет, но поддержка точно.

Для тех кто хочет узнать больше об иллюстрации, София ведет свой  Телеграмм канал

Спрашиваю, пишу, загружаю
Ещё статьи
Сингапурский Esquire выпустил номер, написанный Ботом