Актриса театра и кино Варвара Шмыкова: о типажности и стереотипах, формирующих посредственное мышление

С 2004 по 2010 играла в Детском музыкальном театре юного актера (МТЮА), здесь учились многие из курса Серебренникова и Райкина. Год проучилась в Гитис на эстрадном факультете у мастеров Валерия Гаркалина и Михаила Борисова, а в 2012 году поступила в Школу-студию МХАТ к Виктору Рыжакову, отучилась у него 4 года. В 2016 из выпускников курса выросла молодая труппа «Июльансамбль».

Занята в спектаклях: «Несовременный Концерт», «#ЧЁстихи: Любить», «Современный Концерт», «Лилиом», «По-Чехову. Три сестры», «Баал», «Абьюз», «Несколько разговоров о», участвую в спектакле «Нерж» от Gogol school. Сейчас выпускаем премьеру «Питер Пен. Фантомные вибрации».

Есть небольшие роли в сериалах и кино.
Эпизодическая роль в фильме Михаила Сегала «Кино про Алексеева».
«Нелюбовь», режиссёр Андрей Звягинцев. Сериалы «Голубка», «Раскол». Озвучивала мультфильм «Феи», сериалы: «Ханна Монтана» и «Hjgh school musical».


У меня очень активная мама. Нас 6 детей, с каждым она учит стихи, поет песни. Я единственный ребенок в семье, который не умеет играть на музыкальных инструментах. В 7 лет мама отдала меня в музыкальную школу, день был расписан по минутам. Утром уроки в общеобразовательной школе, после шла в музыкалку, а затем на балет — это было тяжело. Я отучилась на фортепьяно всего год, а с балета меня выгнали. Тогда я познакомилась с ораторским искусством: начала играть в школьном театре, занимала призовые места на конкурсе чтецов, мне давали главные роли в спектаклях. Мы ездили с выступлениями на различные фестивали.

Тогда не сформировалось понимание, что я хочу быть актрисой, это было чем то само собой разумеющимся. Меня с детства ставили на стул читать стихи — мне было весело это делать. Когда мы ездили куда-то на поезде я ходила по вагону и пела песни. Так или иначе я была актрисой постоянно.

Однажды мама привела меня на кастинг в детский театр в соседнее здание от Ленком, куда она ходила на спектакли, я его прошла и начала учиться. Со стороны мамы никогда не было оценок, она просто создавала для меня условия заниматься тем, что мне нравится.

Нерж кровавое кабаре. В чем посыл?

Я влилась в готовый проект Gogol school, лаборатория режиссера Ивана Комарова, он ставил для «Июльансамбль» спектакли Баал и проект ЦИМа Абьюз, в которых я участвую. НЕРЖ показался мне очень интересным решением, потому что это не классическая история, тут не про умения и таланты. Здесь играют не актеры, а люди разных профессий: офисные работники, продюсеры, фотографы, декораторы, архитекторы. Здесь через театр мы рассматриваем одну тему – насилие. Я придерживаюсь точки зрения: прежде чем выходить на сцену стоит отучиться 4 года в институте, получить опыт и научишься отрабатывать внутренние переживания, но когда сама смотрела показ никогда бы не догадалась, что на сцене не актеры. Я считаю режиссеру и артистам удалось показать настоящий «Русский абсурд». Мы не пытаемся никого нравоучать, мы показываем насилие, таким как оно есть, а люди делают выводы сами.

View this post on Instagram

Россия священная наша НЕРЖава Как я рада, что стала частью этого безумства, этого откровения под названием Нерж Кровавое Кабаре Это команда мечты, потому что в ней неравнодушные люди, энтузиасты в самом лучшем значении этого слова и люди, которые, ну очень любят театр. Я очень люблю этот проект , и как же круто, что он развивается . Номер 1 Режиссёр Ваня Комаров Лучший Художник @vesya_ Василина Харламова Продюсер и по совместительству актриса, очень крутой художник @dadurnevaart Даша Дурнева @daadurneva По мотивам Михаила Елизарова драматург Дима Тархов @dmitry.tarkhov сочинил новый наш мир Нержа И швец, и жнец, и на дуде игрец Таня Тенькова @ это кстати Таня сделала очень крутой сайт для нержа, он есть в шапке профиля ! Коллектив артистов состоит из студентов @gogolschool . Ребята работают на нормальных работах и в своё свободное время занимаются театром . Поэтому отдачи от них больше, чем от многих артистов, которые служат в театре . Глядя на них — по-новой влюбляешься в своё дело. Спасибо всем и каждому за этот опыт! @maksimkocherga ♥️ @filimonovpetr 🖤 @londberry ♥️ @yuniecho 🖤 @kirill_kovbas ♥️ @ptitcakivi 🖤 Следующие показы будут в апреле) заходите в @n_e_r_z_h на огонек, равнодушным никто не останется ! #женаоператора #нерж

A post shared by Varvara Shmykova (@barbaraska_92) on

Как ты развиваешь актерские навыки?

Наш хореограф Александр Андрияшкин говорит: «Все происходит от тела! От того, как ты стоишь, уже понятно волнуешься ли ты, боишься, безразличен». Например, мы говорим: «Это мой пол!». От этой фразы многое меняется. Иногда заходя в новое помещение, где много незнакомых людей я произношу ее и больше не страшно. То же и на спектакле…текстом можно или приглашать к себе или отдалять, рукой мы отправляем посыл в зал и он доходит до каждого, в то время когда мы продолжаем играть свои роли.

Есть еще одно упражнение, которое помогает вызвать нужную эмоцию с помощью физики тела – ритмично сокращать мышцы живота. Это помогает синхронизироваться с настроением героя, которого играешь.

Ты боишься смотреть на зрителя во время игры?

Я играю в спектакле «Несколько разговоров о», где есть прямой контакт со зрителем. Иногда мне становится неловко. Я поймала себя на мысли, что в тот момент, когда чувствую неловкость, не понимаю о чем говорить. Внутри не родилась проблема.

Как можно сыграть то, чего не знаешь?

Я много думала об этом и хочу привести такой пример: допустим мне предложат сыграть в кино роль матери, провожающей на войну сына. Несмотря на то, что мой сын Корней еще маленький, и  ситуация маловероятна, это не значит, что я не могу сфантазировать ее.

Нельзя грустно о грустном. Играть нужно так, чтобы зритель чувствовал боль происходящего, а ты оставался в роли, словно проводник в истории.

Чтобы заплакать, мне не нужно представлять свою мертвую родственницу, эмоция должна рождаться от темы. Не всегда зритель плачет, если плачет актер.

Как развиваться в кино? Всегда нужен типаж. Как ты относишься к тому, что тело определенным образом выглядит: тебе хочется роль Джульетты, но кинорежиссер решил, что его Джульетта другая и люди хотят видеть определенный типаж?

В театре меньше типажности и больше условностей, как следствие возможностей — Джульеттой может быть любая. Да, есть визуальный образ, который необходим режиссеру, но артист должен меняться вместе с ролями, вместе с предоставленным ему материалом: старуха, чика, ненормальная, босс. Здорово видеть нетрадиционную ситуацию, когда девушка главного героя может отличаться от привычного образа высокой блондинки. Я бы хотела, чтобы мы оказались в таком мире — мире без стереотипов.

На страницах своих социальных сетей ты часто говоришь о стереотипах: теле, поведении с партнером. Почему?

Я нахожусь в обществе экстравагантных людей, которые много рефлексируют. Мы работаем с материалом, сталкивающим нас с вечными вопросами: кто я, для чего мы? Происходит саморазвитие. Мы вышли из постсоветского пространства, где негласно существовал запрет на тело, но сейчас настало время, когда ты сама должна решать, что чувствовать по отношению к себе. Никто кроме тебя не должен решать: что одевать, как накраситься, что есть. Очень часто мы себя любим для кого-то. Считаем, что непременно нужно похудеть и ему понравиться, но может быть тебе кайфово в этой фигуре?

Но ты смотришь на обложки и думаешь, что ты какая-то не такая. Все мы какие-то не такие. Нас много и все мы разные. И это круто!

Я с детства была какая-то не такая и подвергалась нелепым насмешкам со стороны одноклассников. Мне приходилось отстаивать свой суверенитет. Я не хотела быть такой как все. Мои детские переживания переросли в желание донести до мира, что каждый не такой, мы все разные, и это супер.

О стереотипах с партнером?

Нельзя писать мужчине первой. Он подумает, что я легкого поведения. Спойлер: Никто ни о чем не подумает.

Когда мы с Женей только познакомились, мне было 19 и я сомневалась, стоит ли писать ему первой. Мой друг Петя, оказавшийся в этот момент рядом ошарашил меня мужской точкой зрения на этот вопрос: Хочешь? Напиши – сказал он. Все просто: Ты ему просто написала, он просто ответил. Чаще всего мужчины не думают о причинах. Хочешь? Сделай. И так во всем.

Ты поддержала проект «Путь к своему телу» от бренда нижнего белья. Расскажи почему?

Меня пригласила в проект подруга фотограф, которая на тот момент сотрудничала с брендом. Условия съемки — никакого фотошопа, естественное освещение, камера и я. Думаю, что проект отозвался во многих женщинах, потому что мы показали правду. У меня не стандартная внешность, если говорить о 90-60-90, но я не стесняюсь несовершенств своего тела, а даже наоборот. Для многих девушек это стало откровением и послужило поводом пересмотреть отношение к себе.

Представляешь ты совершенство – это как? Считаю, что совершенство — это страшно.

Я просто девушка: одна из миллиона со своими складками, волосами, веснушками.

Как тебе удалось себя полюбить?

Встреча с моим нынешним мужем Женей стала переломным моментом в моих отношениях с собой. Когда я почувствовала настоящую любовь, которая с нами произошла, меня наполнило чувство внутренней гармонии. Борьба прекратилась. У меня не было комплексов, я как все девочки хотела красивое тело. Тело может выглядеть лучше, если читать книжки, заниматься йогой, спортом, пить воду. Единожды я похудела настолько сильно, что меня не узнавали люди.

Что для тебя бодипозитив?

Принимать себя такой какая я есть и принимать других такими какие они есть. Я бы не стала советовать кому-то похудеть или поправиться, считаю такое поведение неприемлемым. Статьи из тех, что я читала про бодипозитив содержали полярные крайности, словно его придумали обозленные женщины с комплексами и выбрали такой способ с ними бороться. Как мне кажется бодипозитив — это отсутствие комплексов. Бодипозитив — это не волосатые подмышки, это любовь к себе.

У кого бы снялась? Какой у тебя путь в кино?

Звягинцев, Хлебников, Александр Хант, Наташа Меркулова, Мещанинова, Ксюша Зуева. Верю, что мои роли меня найдут.

Русское кино фуфло?

В большинстве своем конечно фуфло, что уж тут скрывать. Мы далеки от кпд западных друзей, но в целом есть офигенное русское кино которое проворачивает небывалые аттракционы с сознанием, как хорошее зарубежное кино.

Почему вы рожали в Америке?

Так получилось, что до 7 месяца беременности я работала в театре в обычном режиме, гастроли и прочее, поэтому нам очень хотелось устроить полноценный отдых. В России на тот момент была зима, и мы понимали, что с поправкой на срок лететь мы будем в один конец. Вылет 3 декабря и восьмой месяц беременности.

Изначально мы планировали лететь в Тайланд на естественные роды в воде. Мне должна была помогать женщина, которая уже 30 лет практикует естественные роды и сама родила 12 детей. Во мне отозвалась ее история, но мы изменили планы по совету родителей. В Тайланде мы боялись заскучать и выбрали Америку, Лос Анджелес – столицу кинематографа. Находясь в Москве, мы нашли Birth Center который занимается естественными родами и договорились о встрече. По прилету заселились не далеко от места, на той же улице, в день встречи подписали контракт, заплатили деньги и пошли рожать. С начала я находилась в воде, потом перебралась на сушу и за какие-то 10 минут на свет появился Корней. С момента прибытия в центр и до рождения прошло 2 часа 17 минут. Я думаю, мне помогла и моя физиология и образ мышления, важную роль сыграла помощь партнера, спорт и йога. Во время беременности я была очень активна. За 2 дня до рождения сына я играла в бадминтон, мяч, ходила по лестницам, отдыхать это вообще не про меня. Беременность не болезнь, а самое прекрасное время у женщины. Второго февраля родился Корней, новый гражданин Америки и Гражданин России. Двойное гражданство, как мне кажется – это крутой бонус, который можно подарить ребенку.

Расскажи про съемки в клипе Ивана Дорна.

Мы приехали в Америку и встретились с другом Жени, режиссером Айсом (Айсултан Сеитов), он рассказал нам о съемках клипа. И действительно, в скором времени в Лос Анджелес прилетел Иван Дорн. Так получилось, что мы с Женей нашли дом, в котором проходили съемки. Изначально мы сами планировали в нем жить, но этот огромный особняк был непригоден для проживания. В первый день кастингка пришли просто очень красивые девочки, но Ваня хотел, чтобы это были разные женщины: старые, молодые, разных национальностей. Я предложила себя на роль беременной проститутки и идею сразу приняли. На съемках меня берегли, так как я уже была за неделю до родов. Ребята максимально экономили мои силы, поэтому я снялась в эпизодах, а потом снимала бэгстейдж дня съемки. Работать с Ваней очень круто. Он офигенный музыкант, который профессионально относится к творчеству, готов на любую авантюру. Была очень большая команда, преимущественно с Америки, двое русских продюсеров, пара девочек моделей из Украины и России и мы. Все сработались. Снимали весело.

После рождения Корнея ты по-другому стала играть?

Да. Я помню свой первый спектакль после родов — Лилиом, я сыграла его совершенно в другом качестве. Исчез лишний самоанализ, я больше стала верить в себя и усерднее работать на репетиции. Когда понимаешь, что есть только 5 часов на репетицию, а дома не будет возможности прогнать материал, отдаешься в моменте на все 100.

Как у тебя получается оставаться вовлеченной в семью?

Зачастую, когда много репетиций в театре, дома обстановка накаляется. Иногда я не справляюсь со всем сразу, потому что не хватает сил. Спасает любовь и только. Все на доверии.

У меня тяжелый характер, мне необходимо личное пространство, как у всех есть вещи, которые меня бесят, к тому же я очень энергичная. Мы ищем гармонию. Всегда будут сложные моменты, ступор и непонимание. Не надо бояться таких ситуаций. Чехов говорил: «Если человек не курит и не пьет, поневоле задумаешься, уж не сволочь ли он?» И у меня есть вопросы к паре, которая не ссорится. Ссора не значит битье посуды, крик и рукоприкладство, скорее ссора – это выяснение отношений. Хорошо, когда у людей есть отношения и они их выясняют, уточняют важные для себя моменты, договариваются в диалоге. Ссора воспринимается негативно как понятие. Есть вопросы, которые мы на протяжении 8 лет проговариваем. Самое главное понимать почему вы оба здесь, почему вы друг с другом. Носки не могут разрушить брак. Накаутические взгляды не могут в раз убить любовь. Благо у нас почти во всем совпадают взгляды.

View this post on Instagram

Всегда будут сложные моменты, ступор и непонимание. Не надо бояться таких ситуаций.. вот Чехов говорил «Если человек не курит и не пьёт, поневоле задумаешься, уж не сволочь ли он?» И у меня такой же вопрос про пары, которые не ссорятся ) Ссора — это не значит битье посуды , крики и рукоприкладство. Я в слово ‘ссора’ скорее вкладываю понятие ‘выяснение отношений’ . Хорошо, когда у людей есть отношения и они их выясняют, уточняют, договариваются о чем-то. Значит им не все равно! Во всем всегда важен ДИАЛОГ . 📸🖤 @aristova_anet #женаоператора #мужактрисы

A post shared by Varvara Shmykova (@barbaraska_92) on

Есть стереотип, что актер не может быть хорошим другом, партнером. Играют.

Это дурацкие стереотипы, но такие люди есть. Актер это профессия, нам не чужды простые человеческие чувства. Лица мы не меняем, меняется только содержание, то что я говорю. От имени персонажа мы рассказываем истории своих персонажей через лицо, движения, одежду. Раньше я тоже думала о том, как бы не сойти с ума после сложной роли. Очень рада, что попала к Рыжакову. Он показал нам, что невозможно сойти с ума, потому что ты ни в кого не вживаешься. Вжиться в персонажа — понимать буквально не стоит, это значит, что нужно быть неравнодушным к этой теме, про которую мы говорим через Чехова, Толстого, Бреха. И если я встречаю актера, который говорит что-то подобное я понимаю как он растрачивает себя. Я практически никогда не устаю после спектакля, какой бы он ни был. Есть спектакли, после которых хочется напиться, потому что тема так попадает что хочется, но нет такого, что ой я не могу выйти из роли. Я всегда помню о том, что я Варя Шмыкова, актер моя профессия, я стараюсь быть искренней на сцене, а в жизни не пользоваться своими умениями. Как говорит наш мастер: «Театр происходит, когда встречаются артист со зрителем». Театр — это происходящее между актером и зрителем. Поэтому спектакли в разных городах проходят по-разному.

Что Рыжаков вам говорит, когда что-то не получается?

Что не получилось. Начали играть, а нужно показывать тему. Думаете не о том. Играете спектакль для зрителя.

На новый год ты загадывала: не расстраиваться по пустякам, прислушиваться к себе и поменьше злиться. Получается?

Пока нет. Все впереди.

Ещё статьи
Предприниматель и путешественник Артур Главатских: «Человек рожден, чтобы быть счастливым, поэтому нужно делать то, что хочется»