Родион Чепель известен, как автор расследований для «Дождя» и «РБК». Теперь он ведущий популярного тревел-шоу

Как создается резонансный проект, почему у влогера Юрия Дудя наступили трудные времена и как в ближайшие годы изменится российский Интернет

В начале осени на платформе «ВКонтакте» вышел, пожалуй, первый серьезный конкурент тревел-шоу «Орел и Решка».  Проект под названием «Местные» показывает российские города глазами жителей. Ведущий – известный журналист, автор года по версии журнала GQ, Родион Чепель приезжает в город на три дня и находит себе трех проводников, которые рассказывают о своем доме с неожиданной стороны. Шоу выходит исключительно в паблике «Лентач» «ВКонтакте»; тем не менее каждый выпуск набирает порядка двух миллионов просмотров. DearHead встретились с Чепелем во время съемок, чтобы узнать о том, как создается резонансный проект, почему у влогера Юрия Дудя наступили трудные времена и как в ближайшие годы изменится российский Интернет.

Как появилась идея проекта, в котором одновременно участвуют «ВКонтакте» и паблик «Лентач»?

Тут нужна небольшая прелюдия. Я работаю в продакшн-студии «Амурские волны». Мы делаем видео для федеральных телеканалов и бизнеса. Сами придумываем форматы, затем предлагаем их потенциальному заказчику. У нас достаточно опыта и репутации, чтобы реализовывать эту новую модель отношений на рынке. Например, сейчас на канале ТВ-3 выходит наш детективный сериал «Это реальная история», где нет закадрового текста. Герои сами рассказывают зрителям о своей жизни. Я последний год работал над этим проектом как исполнительный продюсер.

Мы давно хотели сделать формат тревел-шоу, где место бы раскрывалось через социальные связи и сообщества. Предложили этот проект «ВК», им понравилось, но не было спонсора. Потом, он неожиданно появился. Им оказался «Газпромбанк».

Первым городом шоу стал Владивосток. Оказалось, что помимо моста расположения он интересен трассами для дрифта, яхтсменами и леопардами.

Первый выпуск проекта МЕСТНЫЕ #1 Владивосток

Зачем им это шоу?

Они хотят с нашей помощью проинформировать аудиторию «ВКонтакте» о своих проектах. Например, банк финансирует заповедник в Приморском крае, где живут дальневосточные леопарды. Интересная штука, но люди об этом не знают.

Мы в «Местных» не скрываем сотрудничество с «Газпромбанком». Пишем, что банк участвует именно в этом эпизоде как спонсор и попечитель. Мы согласовываем с ними героев, но давления со стороны банка стороны на проект не было ни разу. Это приятно, потому что я испытываю гордость за людей, которых мы показываем. Они меняют страну к лучшему.

А чем объясняется выбор «Лентача», как единственной площадки для распространения? Вы отталкивались от того, что раньше это был паблик СМИ (первоначально сообщество «Лентач» управлялось сотрудниками Lenta.ru, прим.ред)

За дистрибуцию в проекте отвечает «ВКонтакте». Они продумывали разные возможности для распространения. Решили не создавать отдельное сообщество, а поработать вместе с «Лентачом», где уже есть большая ядерная аудитория. (На момент подготовки материала на паблик подписано около двух миллионов пользователей, прим.ред). Сыграло роль то, что подписчики паблика совпадают по ценностям с нашим проектом. Все стороны обсудили это предложение и согласились.

Чем проект отличается от «Орла и Решки»?

При всех плюсах и профессионализме ведущих «Орла и Решки» у них есть  форматная специфика, которая делает все места, куда бы они ни приехали, одинаковыми. Что Таити, что Вену «Орел и Решка» показывает через «вау-интонации», и только. Мы хотели уйти от этого. Да, остается ведущий, который добавляет ощущения неофита, что примерно совпадает с эмоцией зрителя. Но мы добавляем трех горожан, которые знают о городе больше. Им можно доверять, и они добавляют свою сюжетную линию, чтобы рассказать зрителю об интересных городских явлениях. Среди героев «Местных» обычные горожане и знаменитости. Ростов презентовал Шым из группы «Каста».

Получается, что главный герой шоу – не вы, а как раз те люди, что показывают свой город?

Мы хотим, чтобы так было.

Я, вообще, по своему амплуа, журналист-расследователь. Привык видеть главный интерес в работе в том, чтобы добыть информацию у человека, который этого не хочет. У меня есть набор профессиональных инструментов и навыков.

Тревел-формат – про другое. Я долго не мог понять, в чем главное напряжение. Потом осознал, что соль в том, чтобы раскрыть человека и его окружение, правильно повернуть к зрителю. Это очень непросто. Непубличный человек не знает, как выглядит со стороны.

Хотя, оговорюсь, иногда наши герои публичные личности. Например, в Ростове мы снимали Шыма из группы Каста. Дело в том, что зритель хочет видеть то, что ему понятно. Чаще всего этот образ совпадает с личностью известного человека. Таков феномен зрительского восприятия. Поэтому мы используем селебрити, но больше рассказываем о простых людях.

У нас разные герои: от смотрителя заповедника и бизнесмена до работника аэропорта и человека культуры. Они все имеют одинаковый вес.

Необязательно хайпануть, чтобы попасть в число наших героев. Одна из задач шоу – показать, что жизнь кипит не только в Москве.

По какому принципу вы выбираете города для съемок?

Существуют чисто журналистские циничные требования. В городе должно что-то происходить. Недавно я читал статью про деревню на Белом море, которую заносит песком. Очень крутая история – чуваки борются с наступающим песком, и все это происходит не в тропиках, а на Крайнем Севере. Потрясающая картинка, но мы не можем про это снять – формат позволяет брать города, где сконцентрирована человеческая деятельность. Их выбор городов – проба пера. Если всем понравится, мы найдем возможность масштабировать проект и рассказать о других.

Вы ставили себе какой-то профессиональный вызов? Дудя, например, потеснить? Или сделать хорошего конкурента «Орлу и Решке»?

Конечно, честолюбие профессиональное есть всегда. Но надо реалистично оценивать все эти вещи. Дудь хорош харизмой и навыками беседы, которые вызвали интерес у аудитории. Но он эксплуатирует определенный формат, в который сейчас пришли и другие. Например, [создатель проекта «Открытая библиотека»] Коля Солодников запустил влог «Ещенепознер». Герои и аудитория немного другие, но сам формат долгого разговора по душам остался.

С «Орлом и решкой» мы прямые конкуренты. Но основная цель «Местных» – рассказать о реальности. Главная компетенция проекта [гендиректора телеканала «Пятница» Николая Картозии и его заместителя Сергея Евдокимова] – развлечение.

В этом корневое отличие: мы идем от реальности, а остальные от придуманного из головы.

У «Орла и решки» теперь есть серьезный конкурент в борьбе за аудиторию.

У вас получается больше документальное кино, нежели шоу?

Да, все выросло из документалистики. Хотя на это наложены структурные и форматные вещи из тревел-шоу.

Как, на ваш взгляд, будет меняться телевидение? Сейчас массовая точка зрения, что YouTube полностью заменит телевизор.

Не заменит, просто превратится в телевизор. Телек – общественное явление, в которое вкладывают огромные рекламные деньги. Появились новые технологии, вслед за ними перейдут бюджеты. Я сейчас взаимодействую с ребятами ютьюберами и чувствую себя дедом. Я в профессию пришел в 2006 году, и мы записывали все на цифровую пленку. Сейчас время так ускорилось, что ТВ-индустрия отстает технологически. Виртуальная реальность, социальные сети – все это невероятно далеко ушло от тех каналов информации, к которым привыкли люди моего возраста.

С другой стороны, все успешные блогеры, взять того же Лебедева или Варламова, на определенном этапе превращаются из пассионарных проектов в СМИ. Потому что нет другой формы существования контента. Ты должен проверять информацию. У одного человека на это времени не хватает, он нанимает еще людей. А что такое СМИ? Проверенная новая и регулярная информация. Таким образом, рынок СМИ просто привлекает новых людей и каналы распространения информации. Хочется сказать: «Революция, новая среда все меняет!» Но, на самом деле, ничего радикально нового не происходит. Такие проекты меняют и российское телевидение, и привычное понимание социальных сетей.

Мне интересно, как будут меняться экосистемы СМИ. Мы привыкли рассуждать, что телевидения переедет на Youtube.com, а остальные платформы игнорировать. Тем не менее «Местные» выходят исключительно «ВКонтакте» и первый выпуск собрал 3,5 миллионов просмотров. У нас будет несколько аналогов телевидения?

Тема, о который ты спрашиваешь, это не разговор о множестве вопросов, не об одном. В этой отрасли сильная роль государства: от сроков за репост до законов о регулировании интернета. Понятно, что с нашим аппаратом правоприменения, мягко так выражусь, это вмешательство будет продолжаться. Государство – большой игрок, не учитывать намерения которого, недальновидно. С этой точки зрения, важно, что YouTube – американская штука. А «ВКонтакте» – отечественная компания, связанная с Российским государством.

Ребята там сильно работают, чтобы их видеосервис стал конкурентом YouTube. Точно так же Facebook хочет конкурировать через Instagram. Это все точно будет развиваться и мы, пользователи, от этого выигрываем. Самое крутое, когда гиганты соперничают и пытаются выпендриться. Другое дело, что есть такой игрок, как государство, который не останется безучастно. Это делает разговор интересным, но и более сложным. Мы сейчас делаем документальный проект о судьбе интернета в России. Во время работы над ним я много общался с хакерами. Вел с ними анонимные переписки через мессенджеры, название которых почти никто не знает. Общался через программу, где только одна командная строка – так человека не отследить. И в определенный момент понял, судьба виртуального мира для его создателей выглядит иначе, чем для пользователей. Простые люди лишь один из факторов, а определять будущее этого мира будут те, кто его создает. Постараемся выпустить фильм об этом уже зимой.

Ещё статьи
Роботы и киборги покоряют fashion-индустрию